Определяющие факторы физической формы успешного финниста

26 января 2017

(Автор Росс Гамильтон, перевод Василия Кравченко, по материалам журнала Finnfare, выпуск Ноябрь 2016)

Финн – класс тяжеловесов. Для кого-то это просто говорит, что в классе Финн выступают более тяжелые спортсмены. В реальности же термин «тяжеловесы» не раскрывает полной картины. Класс Финн находится в программе уже много десятилетий и достаточно интересно проследить эволюцию класса и спортсменов в нем.

Поскольку Финн – открытый класс, он дает возможность совершенствовать оборудование.

Постоянное использование новых технологий позволило классу выделяться, блистать на протяжении многих лет. Класс эволюционировал, и как результат современный Финн представляет собой совсем другую машину, чем это было в самом начале.

Этот прогресс также сказывается на требованиях к спортсмену, которые тоже эволюционируют. Современные финнисты теперь имеют другие физиологические параметры, чем их предшественники.

Класс «Финн» всегда имел репутацию как класс, требующий очень хорошей физической формы, но это может быть также сказано и про другие классы яхт. Вопрос в том, что заставляет рассматривать класс Финн отдельно от других. Ключ сравнения кроется в том, какие механические приспособления и технологии применяются в классе. Так, к примеру, для управления и Финном и 49-м требуется достаточно большой откренивающий момент. Разница же возникает в том, что на 49-м применяется трапеция, значительно облегчающая жизнь яхтсменам, тогда как Финнисты должны реализовывать такой же откренивающий момент через обычное откренивание без каких-либо «механических ухищрений».

Современные технологии позволили делать гораздо более жесткие мачты, полные паруса. Это еще больше увеличивает требуемый момент откренивания, чтобы вести яхту на участке дистанции против ветра. Для компенсации этого спортсмен должен по своим физическим параметрам соответствовать задаче, то есть он должен быть выше и тяжелее.

Вызов, который бросает класс Финн, заслуженно привлекает атлетов, относящихся к элите в плане физических стандартов.

С вводом флага «Оскар», разрешающего свободный пампинг, значительно выросли возможности по обгону на полном курсе. Чем легче яхта, тем она легче садится на волну и глиссирует. Более тяжелые спортсмены притапливают яхту.

В теории более легкие спортсмены должны глиссировать гораздо больше, поскольку с ними сопротивление, препятствующее глиссированию, гораздо слабее. Однако тут на арену выходит пампинг – подгребание парусом.  

Чем быстрее двигается яхта, тем слабее вымпельный ветер. Это означает, что чем быстрее Вы движетесь, тем меньше общая мощность, требуемая для пампинга. Когда яхта замедляется, нагрузка увеличивается. Так если яхта неуклюже врезается в волну, то нагрузка на рангоут значительно возрастает.

Спортсмен должен быть достаточно сильным, чтобы преодолеть эти нагрузки, заново выйти на глиссирование и поддерживать его. 

Более слабые спортсмены часто не имеют достаточно силы, чтобы проходить такие моменты и много теряют на них.  

Оптимальный   баланс

Принимая во внимание описанный выше момент, очевидно, что рост и масса гонщика – не единственные факторы, которые здесь имеют вес. Требуется еще оптимальный баланс антропометрических характеристик спортсмена (рост, вес) и его силы. Самыми быстрыми будут атлеты, которые имеют больший рост, меньший вес, и большую силу.

Внедрение этого подхода предполагает рассматривать все по отношению к чистой мускульной массе тела. Каждая унция массы Вашего тела должна работать на результат, а не быть просто балластом.

Соответственно необходимо формировать в теле мускулы, а не жировую ткань. И в целом общий объем работы на воде во время соревнований требует от гонщика быть хорошо подготовленным.  

Если спортсмен не может выдерживать физические нагрузки, то он просто очень быстро сломается и не сможет пройти с хорошей отдачей регату от начала до конца.

С другой стороны, чем более искусен технически спортсмен, тем меньше он накапливает усталости и стрессов. Чем более подготовлен рулевой, тем выше его уровень выносливости и более эффективны его механизмы восстановления. 

Суть всех этих рассуждений заключатся в том, что для того, чтобы извлечь преимущества всех технологических усовершенствований, спортсмен должен физически соответствовать новым технологиям.

Есть определенные минимальные требования по массе и силе, чтобы извлечь максимум из своей яхты. Более низкие яхтсмены должны быть тяжелее, а высокие спортсмены могут позволить себе иметь более легкий вес. Это заставляет яхтсменов постоянно оптимизировать свою физиологию через силу и хорошую физическую форму, чтобы отвечать требованиям класса.

Техника

Если посмотреть на технику, то мы видим еще больше специфических требований. Если быть более легким – это преимущество (в теории), то атлет должен выжать максимум из своей массы тела, и он не имеет права на лишний вес.

Следующий момент – откренивание под 100% эффективным углом и соответствующая осанка – это также нечто невозможное. Уровень изометрической силы в определенных мускулах таков, что он несовместим с поддержанием такого положения в течение продолжительного времени.  Однако чем дольше спортсмен сможет выдержать, тем большее преимущество он получает.

Соответственно он должен иметь наиболее эффективную мускулатуру для этой задачи.

Чтобы победить, спортсмен должен стать самой эффективной машиной настолько, насколько это  возможно.

Поперечное сечение мускульной массы является определяющим фактором в части способности мышцы производить силу. Большие мускульные волокна имеют тенденцию к меньшей плотности капилляров, и соответственно их кровоснабжение относительно слабее. Стабильность откренивания определяется устойчивостью к усталости. Подача крови и кислорода к мышцам являются критическими элементами в контроле усталости, и эти структурные факторы физиологии должны отрабатываться на тренировках с целью дальнейшего развития и совершенствования.

Пампинг предъявляет намного другой набор требований.  Теперь вместо изометрической силы атлет должен переключиться на циклические сокращения и поддерживать характерные периоды мускульных сокращений и усилий.

Эффективность работы в этом ключе определяется широким набором факторов, но преимущественную роль здесь играют производительность в аэробном режиме и выносливость к анаэробным нагрузкам. Чем более производителен атлет в аэробной зоне, тем устойчивей будет его работа. Опыт говорит, что в режиме пампинга спортсмен достаточно часто  проходит свой аэробный предел. Для выработки больших усилий время от времени ему приходится срываться в анаэробный режим. Система при этом производит множество побочных продуктов, которые сдерживают мускульную активность. Это важный механизм самосохранения, который предохраняет клетки от повреждения. Чем лучше мы тренированы, тем лучше мы переносим эти побочные продукты без видимого снижения производительности. 

Эффективная    машина

Что мы должны уяснить по прочтению данной статьи, это те требования и вызовы, которые возникают перед Финнистом. Если спортсмен желает добиться успеха, он должен быть настолько эффективной машиной в гармонии с конструкционными качествами класса, насколько это возможно.  Для большинства атлетов главной их мотивацией является этот вызов. Это испытание. Испытание гораздо большее, чем просто проверка навыков и приемов. Для того, чтобы стать успешным Финнистом, ты должен быть физически развит до гораздо более высокого уровня, чем в других классах. Многое в том, подходишь ли ты для данного класса или нет, определяется генетикой. Возможно это выглядит субъективно, но глядя на антропометрические и физические требования класса Финн, понимаешь, что атлеты должны быть реально элитного уровня. Финнисты не могут быть просто середнячками, они занимают высшую нишу по большинству физических размерений. Финнисты выше, тяжелее, сильнее и лучше физически подготовлены, чем большая часть населения, включая других атлетов. Вызов, выдвинутый классом Финн, заслуженно притягивает атлетов элитных физических стандартов.