ОБЫКНОВЕННАЯ ФАМИЛИЯ

29 марта 2016

Поселок Покровское, располо­женный в Подмосковье на бе­регу Клязьминского водохра­нилища, все парусники между собой любовно называют «олимпийской деревней». В са­мом деле, этот небольшой населенный пункт, где проживает всего двенадцать семей, воспитал шесть выдающихся спорт­сменов, которые в разное время представ­ляли сборную СССР на олимпийских ре­гатах и других крупнейших международных состязаниях. Отсюда вышел Константин Мельгунов, ныне являющийся одним из ве­дущих тренеров страны, здесь выросли из­вестные наши гонщики, неоднократные чем­пионы страны Владимир Леонтьев, Борис Будников... Но даже среди них своей не­обыкновенной судьбой, своими взлетами и достижениями выделяется семья Потапо­вых.

Глава ее, Яков Васильевич, сам в далекие довоенные годы не раз гонялся на первен­стве Москвы, удивлял своей отвагой, тон­ким чутьем на ветер, изумительным умени­ем угадывать «движение воды».

       - У него талант,- говорили про Якова Васильевича товарищи по спорту. - Он многого добьется.

Кто знает, может, и впрямь сбылись бы эти предсказания, но грянула война и го­рячим тревожным летом сорок первого ушел Яков Васильевич на фронт. Вернулся он в сорок третьем - без ноги.

       - Как будем жить дальше? - спросил у жены своей Марии Григорьевны, прижи­мавшей к груди двух сыновей - шестилет­него Володю и четырехлетнего Валентина.

       - Зачем гадать? - ответила она.- Вон под горой родной яхт-клуб. Он нас в обиду не даст.

Мария Григорьевна работала там убор­щицей, а Яков Григорьевич устроился вско­ре здесь же заведующим складом. Так его должность именовалась официально. Но никто не называл Потапова-старшего ина­че как «боцман». С уважением, с достоин­ством. Потому что не было такого дела, которого бы не знал и не выполнял Яков Васильевич.

Влюбленные в свое дело, Потаповы с раннего утра и до глубоких сумерек пре­бывали в яхт-клубе. И возле них были их дети. Для них дощатый пирс, многочислен­ные эллинги, причалы были в самом прямом смысле слова вторым домом. Мальчишки здесь резвились, играли в свои детские иг­ры, а часто, устроившись поудобней в ка­кой-нибудь яхте, сладко засыпали под мер­ное поскрипывание якорных цепей.

Ребят привлекал этот один из самых ро­мантичных видов спорта, в котором человек один на один или вместе с друзьями выхо­дил на поединок со стихией. Мальчишки бредили белокрылыми яхтами, стремитель­но разрезающими безбрежную синь, ко­торыми управляли мужественные, смелые люди. Они верили в свою мечту, в победу, в гриновскую шхуну с алыми парусами, ко­торая в один прекрасный день придет к ним в бухту.

Поэтому нет ничего удивительного, что едва ли не раньше, чем в школу, попали маленькие Потаповы в детскую школу яхт-клуба «Труд». И в этом было их счастье, потому что их тренером здесь была Екате­рина Ивановна Сахарова.

Вот написал ее имя и - не могу остано­виться. Во всей истории советского парус­ного спорта едва ли найдется фигура более яркая, более колоритная, чем она. Одни ее звания говорят о многом: пятикратная чемпионка Советского Союза, восемнадца­тикратная чемпионка Москвы, многократ­ный победитель и призер многих крупней­ших состязаний. И главное - теперь уже почти сорокалетний стаж педагогической работы.

В сорок седьмом ей под начало попал Володя Потапов, которому едва исполнилось десять лет. А в пятьдесят седьмом он стал первым в своей семье мастером спорта. Теперь их здесь четверо: Владимир, Ва­лентин, Александр и Виктор. А у сестренки Татьяны - первый разряд. Уже одного это­го, вероятно, вполне достаточно для того, чтобы восхищаться этими людьми, Но спор­тивная судьба Виктора и Александра да­леко вышла за пределы не только их села - за пределы страны, и я хочу рассказать о них особо.

Виктор в семье самый меньшой из брать­ев, ему в прошлом году исполнилось три­дцать. Двадцать два из них он занимается парусным спортом. Привел его к Сахаровой Владимир.

       - Братишка ничего,- сказал он тог­да.- Только иногда проказничает...

       - Это хорошо,- отрезала Екатерина Ивановна.- Я тихонь не люблю.

Это была правда. Естественная жизне­радостность, выражаемая иногда юными, как кажется взрослым, чересчур шумно, здесь никогда не подавлялась. В детско-юношеской спортивной школе «Труд» был создан дружный коллектив, прочно сцементированный общей любовью к па­русному спорту. В нем, пожалуй, наиболее увлеченной была сама Екатерина Ивановна. Это был коллектив, где каждый мог само­стоятельно думать и решать вопросы как за себя, так и за всех. Где тренер был не про­сто распорядителем, а мудрым наставни­ком и добрым советчиком.

А главное - женщина эта органически не переносила и не переносит лодырей.

По собственному опыту она знала, спортивные достижения приходят, прежде всего, как результат большого, напряженного труда. А в парусном спорте в особенно, потому что в хорошей спортивно должен быть не только ты сам, но и яхта на которой идешь в море. Иначе не получится.

Трудно даже представить себе занятие очистки  корпуса яхты от краски или его циклевку. Но она приучила ребят видеть романтику этой работе. Приучила не чураться, не бояться  препятствий.  Ведь  настоящий яхтсмен должен быть мастером настройки, ему много времени  приходи уделять подготовке судна, ремонту, и другим «земным» работам.

       - Заниматься у Екатерины Ивановны было очень интересно,- вспоминает Виктор Потапов.- Мы всегда с сожалением заканчивали тренировку и с нетерпением ждали следующей. Если бы было можно мы, наверное, занимались с раннего утра до поздней ночи.

Вот эта горячая, искренняя, чистая любовь к спорту, воспитанная в детском возрасте  тренером и старшими братьями, осталась в Викторе на всю жизнь, стала фундаментом на котором вырастало здание его  спортивных успехов.

А они росли необычайно быстро: в пятнадцать лет он стал мастером спс для этого вида уже само по себе своеобразным «рекордом». И тогда произошло в его жизни еще одно важное событие: Виктора приняли в комсомол, в низовой организации яхт-клуба с «Труд».  Первой его  поздравила Екатерина Ивановна. Похлопала по плечу и сказала: - Ну, Витек, теперь с тебя спрос особый, Вот как нужно понимать твое новое

И он навсегда запомнил ее слова, хотя никогда не говорил об этом. Просто старался все делать хорошо.

В 1963 году автор этих строк был назначен старшим тренером сборной. Мы много думали тогда о том, как создать в республике сильную команду парусников, усиленно искали способную молодежь. В числе первых   «новобранцев» оказался Виктор Потапов. Он сразил своей прямотой, честностью. И комсомольцы избрали его тогда комсоргом. А через четыре года он стал комсоргом сборной СССР и сохраняет это заслуженный пост до сих пор.

Член партии, энергичный человек чувствующий спорт и его нужды, он является проводником решений комсомола и спо организаций в команде, воспитывав сменов в духе патриотизма. И это более того - бесспорное доказательство того непререкаемого авторитета, признания, доверия, которыми он пользуется серди товарищей.

Объяснение этому найти нетрудно Виктор хороший, искренний человек прекрасный спортсмен. В любом состоянии вне зависимости от результата, он е внимания - и зрителей, и специалистов, и соперников.

Помню, в 1970 году мы приехали  Кильскую регату. Виктор тогда выступал на «Финне», и это был один из первых его в международных состязаниях такого ранга. Новичок. В парусе «пробиться в лю­ди» таким чрезвычайно трудно, В море тог­да вышла 191 яхта. И восьмое место среди них, занятое Виктором Потаповым, уже са­мо по себе было большим успехом. Но осо­бое впечатление на всех произвело то, что в двух зачетных гонках из семи он финиши­ровал первым. Это был рекорд, который никому не удалось повторить. И известный западногерманский обозреватель К. Хаппель написал тогда свое известное преду­преждение: «Следите за этим русским - он самый вероятный кандидат в олимпий­ские чемпионы!»

И вот настал памятный 1972 год. Коман­да советских парусников отправлялась в олимпийский город Киль. Накануне отлета ребята во главе с комсоргом пришли на Красную площадь. Они стояли у Мавзолея, у Кремлевской стены, и каждый про себя давал клятву на верность Отчизне. А потом трое олимпийцев - Володя Леонтьев, Бо­рис Будников и Виктор Потапов - поеха­ли в родное Покровское. Прошлись по по­селку, постояли над обрывом, посмотрели на пирс, от которого в первый раз ушли на борьбу со стихией.

29 августа в Кильском яхт-клубе был заж­жен олимпийский огонь. Сводный оркестр исполнил музыкальную программу из про­изведений 42 композиторов, представляв­ших страны-участницы. В этом необыкновен­ном попурри прозвучала и мелодия произ­ведения Чайковского. Стоявшие в гавани пароходы дали протяжный гудок, привет­ствуя 152 белокрылые яхты, которые замер­ли у причалов. А на следующее утро нача­лась борьба, продолжавшаяся до 8 сентяб­ря.

В классе «Финн», как впрочем и во всех остальных, подобрались на редкость силь­ные спортсмены. Первую гонку выиграл всеобщий фаворит француз Серж Маури. «Ему нет здесь равных»,- поспешили зая­вить в своих отчетах журналисты. Но уже вторая гонка перевернула все вверх дном. Снова дул слабый ветер, так хорошо знако­мый всем яхтсменам. Многие предсказыва­ли, что в этих условиях лучше всех, кроме Маури, выступят экипажи Швеции, Дании, Великобритании, ФРГ. Но этот прогноз оп­роверг советский яхтсмен. На своем «Фин­не» Виктор Потапов сумел хорошо ра­зобраться в труднейшей ситуации. Его яхта поначалу шла во втором десятке судов. Но с каждым новым заходом ветра Потапов менял курс и в итоге обошел всех сопер­ников.

«У этого русского блестящий нюх, он уга­дывает ветер, когда его еще нет и в поми­не»,- написала о нашем чемпионе швед­ская «Свенска дагбладет».

Дни большого чемпионата сливаются в непрерывную цепь ребусов, Еще до начала гонки надо угадать, какой парус потребует­ся сегодня, с какой стороны подойти к стар­товому створу, видеть своих «противников», продумать все возможные варианты так­тики. И каждая секунда-на счету.

Захватив по сумме двух гонок лидерство, Виктор не уступал его никому до пятой гонки включительно. Его уже называли олимпийским чемпионом, о нем писали местные газеты, оставался один шаг до ти­тула чемпиона Олимпиады. И вдруг-дра­ма шестой гонки: в тот день только три «Финна» закончили дистанцию, уложив­шись в контрольное время. Было до слез обидно: неудача отбросила его сразу с первого на четвертое место. И все же он сумел собраться, нашел в себе волю, мужество и, удачно пройдя седьмую гонку, завоевал бронзовую медаль. По меркам парусного спорта это был большой успех.

Едва вернулись домой, стало известно, что на следующей Олимпиаде будут пред­ставлены яхты нескольких новых классов. Виктору Потапову сказали:

- Надо тебе переходить на «470».

- Раз надо, значит надо,- только и сказал комсорг.

«470» - это швертбот-двойка. Нужен был второй член экипажа. И Виктор не задумы­ваясь предлагает присоединиться своему брату Александру. На семейном совете это решение было единодушно утверждено.

Затем все внимание Виктор сосредоточил на учебе. В тот же самый 1972 год он с от­личием заочно окончил институт и вместе с олимпийским дипломом получил диплом о высшем образовании. Теперь в семье два инженера-конструктора, Владимир и Виктор.

Передышки не было - начались сложные трудовые и спортивные будни. Виктор и Александр не упускали ни одной минуты. Оба они - атлеты необычайно разносто­ронние. У Виктора первый разряд по фут­болу и лыжам. Оба члена экипажа «по совместительству» - мастера спорта по буеру. Саша тоже отличный лыжник, фут­болист, пловец, легкоатлет.

Весь арсенал имеющихся у них средств сосредоточили братья на подготовке. Но главное оставалось в парусе, главное вер­шилось на воде. Они прошли сквозь горни­ло ряда крупнейших международных ре­гат, дважды стали чемпионами Советского Союза, готовясь к той главной и решаю­щей битве, что должна была состояться на озере Онтарио. Но стартов в таких состя­заниях, как первенство Европы и мира, им явно не хватало.

Олимпийские гонки на шверботах-двой­ках класса «470», несмотря на то, что про­водились впервые, собрали экипажи из 28 стран. В состязаниях подобного ранга ре­шающее значение имеет материальная часть. В распоряжение братьев Потаповых был предоставлен новейший «Вангард». с гротом Улмана, стакселем и спинакером, пошитым фирмой «Норт». В освоении этой замечательной лодки и ее настройке боль­шую помощь олимпийцам оказал их тре­нер, известный советский гонщик Лев Рва-лов. Однако случилось так, что уже в Кинг­стоне, на берегу Онтарио, мачту и грот заменили новыми, а следовательно,, осваи­вать лодку пришлось снова и практически уже в процессе олимпийских гонок.

Как же они сложились, что определило их исход? Думаю, что на все эти вопросы лучше всего может ответить сам   Виктор:

- Первые две гонки мы прошли совер­шенно свободно, не глядя на конкурентов. В результате - два вторых места и положе­ние лидера соревнований. При среднем вет­ре (а в такую погоду наша лодка шла да­леко не блестяще) это было большим ус­пехом. После этого,- продолжает Виктор,- мы стали проявлять повышенный интерес к вероятным конкурентам, забывая порой о главном - следить за ветром. А это де­лать надо было очень внимательно: ветер над Онтарио был слабый, слишком часто менял направление. Скованность, потеря самостоятельности обошлась слишком до­рого: в следующих двух гонках мы имели 15-е и 10-е места, причем в такой ветер, при котором я чувствую себя особенно сильным. В свободный от гонок день мы с братом еще раз тщательно продумали свои действия на дистанции.

-    Будем гоняться самостоятельно! - такой приговор вынесли сами себе.

Пересмотр тактики принес желаемые плоды: в пятой и шестой гонках экипаж советской яхты приходил к финишу четвер­тым и по сумме мест снова вышел на вто­рое место. От лидеров - новозеландцев М. Патерсона и М, Беннера их отделяло теперь всего 0,3 очка. Казалось, золотая медаль совсем рядом, совсем. И это «ощу­щение главного соперника» вновь подвело наших ребят.

Опасаясь излишней опеки со стороны других гонщиков, Виктор взял старт подаль­ше от основной группы яхт и почти всю гонку был озабочен тем, чтобы не пропу­стить вперед того, кого считал своим глав­ным соперником за чемпионский титул - новозеландца Патерсона. А тем временем остальные участники попали куда в более выгодное положение относительно ветра.

Первую марку экипаж Потаповых обо­гнул на два места раньше Патерсона, но к этому моменту впереди него уже было 19 яхт. Когда же Виктор рассмотрел заход ветра и ринулся к нему, обходя одного со­перника за другим, было уже в его распоря­жении предательски мало времени. Итог - 13-е место в этой гонке, а по сумме резуль­татов одинаковое число очков с австра­лийцем Я. Брауном. Но у Брауна оказалась чуть меньшая сумма мест (34 против 37 у Потапова), и он получил бронзовую медаль. Советский экипаж занял четвертое место.

-    Обидно, конечно, за одну гонку, да притом последнюю, проскочить мимо всех медалей,- говорит мне с понятной грустью Виктор - Видимо, груз ответственности за результат Олимпиады оказался сли­шком тяжелым для наших плеч. Свое вы­ступление мы оцениваем как неудачное и извлечем из этого урок.

Думаю, что это слишком категорично. Олимпийский чемпион в этом классе Франк Хюбнер в интервью для канадского телевидения сказал:

-    Своим основным соперником считал и считаю Виктора Потапова из России. Это выдающийся гонщик, отлично знаю­щий тонкости нашего дела. Его выступле­ние, несмотря на четвертое место, было украшением олимпийских гонок в нашем классе.

Очень тепло, сердечно поблагодарил в Кингстоне комсорга сборной серебря­ный призер Игр в классе «Финн» Андрей Балашов.

-    Виктор один из тех, кому я обязан своим успехом,- искренне заявил он.

Кончились олимпийские баталии, и братья Потаповы волею тренеров вновь перешли в другой класс, на этот раз - «Торнадо». Здесь у нас сейчас подобралась очень сильная компания - Айне Помера­нец из Таллина, ереванец Яков Кливер, киевлянин Андрей Кривошей, земляк По­таповых Владимир Липунов, минчанин Ге­оргий Кравцов. Но пока на внутренних тур­нирах Потаповы никому не уступили пер­венства. Они еще полны сил, полны творче­ского порыва, полны желания прославить свою страну и привезти в свою морскую семью олимпийскую медаль высшей пробы.

И. КЛИМЧИНСКИЙ, заслуженный тренер РСФСР